Проблема выбора в романе Оноре де Бальзака «Отец Горио»

Проблема выбора рано или поздно встаёт перед каждым челове­ком. Оноре де Бальзак ставит эту проблему перед своими героями романа «Отец Горио»: поступить благородно и прозябать в бедности или совершить подлость и жить в роскоши до конца дней своих.

Почти все герои Бальзака предстают перед нами людьми с уже сложившимися взглядами на жизнь. Исключение составляет Эжен де Растиньяк — один из жильцов госпожи Воке, недавно приехав­ший в Париж, но уже успевший понять, что честным и долгим трудом можно добиться лишь малого, тогда как другие достигают этого за несколько секунд аудиенции.

Эжен — молодой, красивый, изящный юноша. Он приезжает в Париж изучать право. Выходец из знатной, но обедневшей се­мьи, он в поисках покровителей входит в высший свет и, сам не заметив этого, становится постепенно его обитателем, властелином и рабом. Первые шаги Растиньяка вверх по лестнице высшего све­та, вынуждающего лицемерить и скрывать всё, что есть в тебе хо­рошего, были робки и не всегда успешны.

Вскоре Эжен находит себе наставников. Это люди из абсолютно разных слоев общества, абсолютно разного воспитания и образа жизни: графиня де Боссеан — светская львица, женщина, облада­ющая обаянием, красотой и умом, и Вотрен — бывший каторж­ник. Они учат его одному: «Будьте хладнокровны и беспощадны, и вы будете на вершине».

И вот молодой человек, увидев роскошь и блеск Парижа, по­мнящий наставления своих «учителей», начинает путь вверх. Путь, который на самом деле ведёт вниз. Путь, заставляющий пересту­пать через трупы других, складывать ступени из побеждённых. Перед нами предстаёт тяжёлая душевная борьба, в которой пере­вес поочередно оказывается то на стороне добродетели, то на сто­роне блистающего адовым огнём распутства. Но вот первая под­лость: стремясь удовлетворить потребности тщеславия, Эжен пи­шет родным письмо с просьбой выслать ему деньги. Обокрав по сути сестёр, мать и тётку и прочитав их письма, полные любви и нежности, он чувствует смятение, раскаивается. Но пройдёт не­много времени и раскаяние уступит место гордости: он гордится своей красотой, облачённой в новый наряд.

И вот совет Вотрена, совет самого чёрта в обличье человека: «Построй своё счастье на чужом горе». Сначала, чувствуя в себе силы и держа в руках деньги родных, Растиньяк с ужасом отка­зывается, но после… Ведя роскошную жизнь, играя в карты на громадные суммы и не имея при этом ничего, он делает долги. Одновременно начинает завоёвывать сердце девушки, которая пос­ле смерти брата может получить громадное наследство. Устроить смерть брата берётся «заботливый наставник» Вотрен. Ещё одна душевная битва, ещё одно сражение — и дьявол отступает, не знаю только, надолго ли.

Последним чистым помыслам и благородным порывам сужде­но было утонуть в муках и страданиях несчастного старика, кото­рого оттолкнули живущие в роскоши дочери, отнимавшие у него последний кусок хлеба, чтобы удовлетворить свои капризы. Уро­нив последнюю чистую слезу на его могилу, Эжен становится на губительный пугь. Он бросает вызов Парижу: «А теперь кто по­бедит: я или ты?» Теперь Эжен готов сделать всё, чтобы жить в роскоши и богатстве, ибо, как говорил Вотрен: «Люди никогда не спросят, кто я и откуда. Для всех я буду мистер Четыре мил­лиона, достойный уважения и восхищения».

Растиньяк сделал свой жизненный выбор — к вершинам славы и богатства, в пропасть нравственного падения, к гибели человечно­сти в его душе. История его жизни вполне соответствовала тому вре­мени, когда дены и и связи противостояли человеческим чувствам.

Наше сложное время тоже ставит перед нами — молодыми людьми — подобную проблему выбора. И нужно иметь стойкий характер и крепкие моральные принципы, чтобы, как Растиньяк, не скатиться в пропасть античеловечности во имя карьеры, рос­коши и видимого благополучия.